Главная »

Шугейзинг

Музыкальное течение, о котором пойдет речь, практически не известно российской аудитории. И это неудивительно, поскольку группы, пропагандирующие это направление музыки, всего несколько лет занимали ведущие позиции в инди-чартах. Отечественная музыкальная пресса не в состоянии реагировать на такие молниеносные изменения в мировой культуре.

My Bloody Valentine на концерте.

Shoegazing (shoe (англ.) — ботинок, gaze (англ.) — пристальный взгляд) — направление британской независимой музыки конца 80х — начала 90х годов, получившее свое название благодаря неподвижности исполнителей: на концертах музыканты стояли на одном месте и пристально пялились на свои ботинки. Но их интересовала не обувь, а безупречный звук, имеющий для данного жанра не меньшее значение, чем мелодия.

Музыка Shoegazer‘ов являла собой гремучую смесь нью-йоркской школы гитарного нойза (Velvet Underground, Sonic Youth) и атмосферного саунда, ставшего визитной карточкой независимого лейбла 4AD (в первую очередь, Cocteau Twins).

Это пульсирующая струя звука, в которой один инструмент неотделим от другого, мелодии и вокальные партии сливаются в оглушительной нойзовой гармонии.

Основоположниками Shoegazing‘a по праву считаются My Bloody Valentine, группа, основанная в 1983 году в Дублине. Название канадского фильма ужасов решил сделать именем группы её первый вокалист Dave Conway. К 1984 году MBV становятся одной из самых популярных групп в Дублине. Не удовлетворившись этим успехом, коллектив переезжает на континент, где в этом же году в Берлине выходит их дебютный альбом This Is Your Bloody Valentine, напоминающий по стилистике творчество The Birthday Party.

В 1985 группа предпринимает вынужденный переезд в Лондон, состав покидают Dave Conway и клавишница Tina (чья фамилия не известна), зато в него вливается басистка Debbie Googe, а немногим позже выпускница школы бальных танцев Bilinda Butcher и группа формируется в своём окончательном, классическом составе: Kevin Shields — гитара, вокал, автор песен, Colm O’Ciosoig — барабаны; Debbie Googe — бас; Bilinda Butcher — вокал, гитара.

Kevin Shields, закрывшись в студии, экспериментировал со звуком и совершенствовал мелодический ряд, как алхимик добывающий в своей лаборатории философский камень. Постепенно от записи, к записи добиваясь значительных успехов, он увел MBV от шаблонного образца типичной авангардной рок-группы, став прародителем нового стиля. Geek (85), The New Record By My Bloody Valentine (86), Sunny Sundae Smile, Strawberry Wine и Ecstasy (87) — эти выстроенные в хронологический ряд записи демонстрируют фантастическое преображение их музыки. Благодаря этому группа подписывает контракт с независимой студией грамзаписи Creation Records, где в 1988 году выходят миньоны You Made Me Realise, Feed Me With Your Kiss и альбом Isn’t Anything — записи, заложившие фундамент нового стиля. Но истинный успех пришел к MBV в начале 90х. Альбом 1991 года Loveless, наполненный массой новых стилистических изощрений, вывел Shoegazing на новый этап развития, а два мини-альбома Glider и Tremolo заняли верхние позиции британских чартов.

Альбом My Bloody Valentine - "The New Record By My Bloody Valentine"

Альбом My Bloody Valentine — «The New Record By My Bloody Valentine»

Но, к сожалению, с тех пор группа не выпустила больше ни одной записи, Debbie Googe и Colm O’Ciosoig покинули состав и работают теперь с другими коллективами, Kevin Shields и Bilinda Butcher также сотрудничают с различными музыкантами, но ходят слухи, что новый альбом практически завершен и возможно выйдет в ближайшем будущем. Так что MBV ещё рано списывать со счетов, возможно выходом этого альбома группа, как это уже было однажды, спровоцирует новую волну Shoegazing‘a.

Ещё один коллектив, чей вклад в развитие данного стиля невозможно переоценить, — это Slowdive, смягчившие жесткое звучание Shoegazing‘a. Сплетя из своих мелодий тончайшую ткань сновидений, они дали жизнь новой разновидности стиля — DreamPop.

Группу собрали в 1989 году школьные приятели Neil Halstead и Rachel Goswell. Изначально их музыка напоминала творчество My Bloody Valentine и Sonic Youth, однако уже первая демо-запись показала их мощный потенциал и глубочайшее понимание нойзовой культуры. Эта запись, сделанная для забавы определила их будущее звучание. Еще большее разнообразие привнес в музыку Slowdive третий гитарист Christian Savill. Это демонстрирует вторая их демо-запись, благодаря которой они подписали контракт с Creation Records, эта запись и стала их первым релизом, поскольку попытки воссоздать её атмосферу в более дорогой студии окончились неудачей.

С 1990 по 1995 год группа выпустила шесть миньонов и три полноценных альбома, потрясающих своей меланхоличной лиричностью! Неоспоримая вершина творчества Slowdive — альбом Souvlaki, вышедший в 1994 году, истинный шедевр, который нечасто встретишь на музыкальном рынке. Следующий альбом демонстрирует смену стилистики: Pigmalion — смелый эксперимент в стиле ambient стал последней работой группы. Смена руководства звукозаписывающей компании и внутренние разногласия в коллективе, связанные с изменением стиля, повлияли на решение музыкантов прекратить совместную деятельность. Басист Nick Chaplin и гитарист Christian Savill покинули коллектив, а оставшиеся участники Rachel Goswell (вокал, гитара), Neil Halstead (вокал, гитара) и Ian McCutcheon (ударные) переродились в кантри-группу Mojave 3.

Британская группа Ride — ещё один не гранёный бриллиант Shoegazing‘a. В своём творчестве опиралась на психоделику 60х. Наибольший интерес представляют первые три альбома, после которых группа начала сдавать свои позиции и растеряла поклонников задолго до распада.

В начале 90-х Shoegazing приобрел широкую популярность, и многие молодые коллективы стали ориентироваться на него в своей работе. Даже такие группы как Lush на альбоме Spooky и Boo Radleys на Everything’s Alright Forever коснулись этого стиля. Волна Shoegazing’a докатилась даже до США, где в этом стиле пытались работать Swirlies и Shift, позже переименованный в Should.

Однако к середине 90х Shoegazing был сметен двойной волной гранжа и брит-попа, так и не успев дойти до российского слушателя, который по-прежнему вынужден потреблять музыкальную продукцию, являющуюся односторонним воплощением поп-культуры.

В наше время Шугейз не приобрел массовой популярности. Но этот уникальный стиль имеет своих поклонников и последователей. Звук изменился и часто звучит как фюжин разных направлений, однако характерную «стену звука» легко услышать. Даже для электронной музыки были удачные попытки адаптировать этот прием. Яркий прием Man Without Country, старичкам может не понравиться такое кощунство.

В России этот стиль также не забывают. В 2019 году вышел отличный трек от группы Life On Venus.

В современные тенденции Инди и ДримПоп сцены стиль отлично вписался и продолжает радовать слушателей. Что неожиданно, дало всплеск новых групп этой стилистики в Японии.

Авторы: iggy, SKY
Техническая поддержка: disappearer

Оцени материал, если он был полезный.
Щааа, сохраняю...